Проект областного бюджета 2017: взгляд со стороны

75_main.1476947811Анализ проекта Запорожского областного бюджета оказался делом непростым – и по сути, и по форме. Чтобы найти его, пришлось применить смекалку — для тех, кто, как и мы, задает себе вопрос «на что идут наши деньги?», скажу, где нашла информацию: на сайте облсовета, но не в «проектах решений к сессии», а в «архиве» (под №№ 39,40).
Оказалось, туда попадают все проекты решений, которые были поданы с нарушением установленного законом срока и, в случае поддержки их Согласительным советом, все же выносятся в сессионный зал. К слову сказать, таких «запрятанных» в архив проектов — 65(!)
На предстоящей 6 апреля сессии облсовета депутаты будут распределять чуть больше 640 млн.грн – это т.н. «свободные остатки», неосвоенные в прошлом году, т.е. деньги, которые мы с вами можем (и должны) тратить на развитие. (Общая сумма областного бюджета – примерно 7 млрд.грн, и они будут распределяться позже).
Бюджет, надо сказать, документ весьма объемный, с кучей цифр и скупыми пояснениями, поэтому его детальное изучение требует огромного количества времени и навыков: деньги распределяются, в основном, через целевые программы, капитальные расходы и пр. разные «штуки», в которых многое прописано в общем, без деталей. Поэтому то, о чем напишу ниже, анализом нельзя назвать даже с натяжкой,– скорее, «взгляд со стороны» небезразличных представителей гражданского общества.

Первое, что бросилось в глаза, — Программа содействия развитию этого самого «гражданского общества». Всего планируется потратить в текущем году на такую деятельность 1 млн. 366 тыс грн, из них больше всего (350 000) – на создание «сприятливих умов» для межсекторального сотрудничества (без каких-либо пояснений, на что именно) и отмечание праздников (320 000) – грамоты, подарки и т.п. от руководства ОГА. Практически все программные мероприятия в данном разделе должны финансироваться из государственного бюджета, т.к. касаются расходов центральных органов исполнительной власти.
Второе, что поразило, — 13 млн., выделяемых на зарплату сотрудников ЗОГА. Сразу вспомнились законодательные нововведения про «минималку» в 3200 и «драконовские» штрафы для бизнеса, в случае недоплат и пр. Получается, кроме налогов и сборов, которые мы с вами платим, из своего кармана мы должны заплатить еще и зарплату госслужащих! Это грубое нарушение законодательства Украины, включая Бюджетный Кодекс — эти статьи финансируются исключительно из госбюджета (я уже не говорю о неравности условий для власти и бизнеса).
Подобные нарушения (финансирование из областного бюджета вместо государственного) присутствуют и в других программах, в частности, тех, что обеспечивают деятельность судов, Нацполиции, ГФС и СБУ – на все это мы с вами потратим десятки миллионов гривен. Кстати, немалая часть этих средств (3 млн. 500 тыс.) пойдет на «спецтехнику», простыми словами, на «прослушку».
Третье – Программа развития автомобильного транспорта, в которой предусматривается 56 млн. грн. на приобретение автобусов для КП «Автохозяйство» и больше 1 млн. грн. – на текущие расходы данного коммунального предприятия. Правда, эти средства не планируется выделить уже сегодня, но в программу их предлагается внести, чтобы потом у депутатов не возникали ненужные вопросы… Считаем данное решение нецелесообразным и противозаконным, т.к. оно делает неравными условия для участников рынка (Закон Украины «О защите экономической конкуренции»): другие предприятия, работающие в данной сфере, обновляют подвижной состав за собственные, а не наши с вами средства. Я уже не вспоминаю про обещания сделать Автохозяйство прибыльным и образцовым…
И последнее – капитальные расходы, включающие в себя, приобретение МРТ для областной психиатрической больницы за 45 млн.грн. Скажу сразу, мы абсолютно не против обновления мед.оборудования в наших больницах, но возникает масса вопросов: Почему МРТ? Почему именно туда? И почему так дорого? Сразу приходят на ум скандалы с ангиографами в областной и городской больницах, по фактам приобретения которых были возбуждены уголовные производства… Надеемся, что депутаты учтут предыдущий негативный опыт, и сделают все необходимое, чтобы тендеры по закупке нового оборудования были открытыми и прозрачными.
ВЫВОДЫ:
1) Бюджет, как и раньше, формируется с нарушением процедуры: до последнего дня перед сессией в него вносятся корректировки.
2) Большая часть мероприятий, описанных в бюджете и целевых программах, должны финансироваться из государственного, а не местных бюджетов.
3) Как и прежде, ни депутаты, ни, тем более, жители области не понимают обоснованности тех или иных решений, отсутствует прозрачность в процессе подготовки бюджета.
Хотелось бы, чтобы в программе развития гражданского общества, там где выделяются сотни тысяч гривен на «стимулювання участі організацій громадянського суспільства в соціально-економічному розвитку Запорізького регіону» та «міжсекторальну співпрацю», появились, наконец общественные слушания по бюджету и другим актуальным вопросам и программам..
Надеемся, что наш «взгляд со стороны» поможет хотя бы нескольким депутатам задуматься перед принятием важных для области решений.
Комитет общественного контроля
в Запорожской области
P.S. Для анализа были использовали документы, опубликованные на сайте 27.03.17 (возможно, позже в них вносились изменения).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *