Мэрская стратегия развития туризма

IMG_8702В последний месяц работа Запорожского городского головы ознаменовалась особым вниманием к сфере туризма – и это не может не радовать. Если бы не одно «но»…

Мы опять пытаемся «изобретать велосипед», и думаем, что сделаем это лучше других. Лично у меня подобный подход вызывает большие сомнения в части результативности. Объясню почему.

Мотивация мэра – понятна: закрывающиеся заводы, массовый перевод бизнесов в другие регионы, рост безработицы, отток из города молодых и способных людей – все это причины, побуждающие задуматься, наконец, об источниках наполнения бюджета, который «трещит по швам» (за январь текущего года в городскую казну поступило чуть больше половины ожидаемых доходов).

Выбор сферы тоже объясним: туризм – отрасль не такая капиталоемкая, как многие другие, особенно, если учесть уже существующую инфраструктуру.  Я не раз обращалась к мэру с предложением активизировать бизнес путем создания туристического кластера с исходным продуктом «Запорожье туристическое». И время для этого было очень подходящее – период подготовки Украины к ЕВРО-2012. Тогда интерес к нашей стране, как к туристическому объекту, был пиковым – множество иностранных туристов хотели совместить посещение футбольных матчей с приятным времяпрепровождением (я получала письма от друзей из-за рубежа, которые спрашивали о том, где и что можно посмотреть в Украине). Я собрала тогда пул заинтересованных запорожских бизнесменов, которые готовы были в рамках форума представить свои проекты, продвигающие территорию, как новый туристический продукт.  Среди них были владельцы отелей, ресторанов, галерей, модных журналов, Интернет-порталов и др.  Но мэру это было неинтересно.

Сейчас момент упущен, хотя это не означает, что навсегда. Но начинать нужно точно не с того, чтобы собирать чиновников и учить их новым подходам. Начинать нужно со СТРАТЕГИИ развития Запорожья. И мне, мягко говоря, странно, что мэр этого не понимает.

Лет шесть назад, когда мы вместе с канадцами приступали к разработке региональной стратегии развития, Александр Ченсанович, будучи тогда первым заместителем губернатора, искренне удивлялся, зачем в этот процесс необходимо было включать жителей области. Он говорил: «Я лучше них знаю, какими должны быть приоритетные направления развития региона: промышленность, сельское хозяйство и энергетика. А что могут знать и предложить они?»  Но люди (а их – тех, кто активно участвовал в процессе стратегического планирования – было более 20 тысяч) сказали по-другому: они решили, что их дети и внуки (стратегия разрабатывалась на 10 лет) должны жить в экологически чистом регионе; который бы позиционировался в Украине, как культурный и туристический центр национального и международного значения; где промышленность и сельское хозяйство были бы основаны на инновационных подходах, привлекающих внутренних и внешних инвесторов.

Эти три направления и должны были стать приоритетными для развития области, т.е. большая часть бюджетных средств должна была направляться именно туда. Тогда, возможно, уже через 10 лет мы жили бы по-другому…

Так развивался канадский город Гамильтон и американский Питсбург, которые еще недавно были очень похожи на Запорожье из-за наличия в них металлургических заводов. Сегодня они кардинально изменили свой облик, потому что городские советы вместе с бизнесом реализуют стратегии, где главными направлениями развития являются: экология, финансовый сектор и новые технологии. И жители городов, еще несколько лет назад массово уезжающие оттуда, сегодня возвращаются в свои города.

Мы – запорожцы – должны сам найти свою нишу в национальной экономике, определить, каким оно будет – наше позиционирование. У нас есть для этого все: и история, и природные ресурсы, и, главное, люди – способные и имеющие желание жить в красивом и чистом городе, где всегда можно найти возможности для самореализации.

Александр Ченсанович все это хорошо знает, больше того, он видел это все собственными глазами. Будучи в Канаде, он говорил, что если бы он был мэром Запорожья – непременно пошел бы тем же путем.

Что (или кто) мешает ему теперь? Неужели два года пребывания у власти так меняют людей? Почему сегодня он начинает развитие отдельной сферы, не спросив у людей, – в каком городе они хотят жить и растить своих детей? И, если среди приоритетных направлений в стратегии появится туризм (а я в этом не сомневаюсь), почему он обсуждает программу его развития без участия бизнеса? Ведь именно он – местный бизнес – самый первый и главный инвестор всех преобразований. Только после того, как наши предприниматели поймут, что это не очередная «хотелка» мэра, а стратегия, рассчитанная на долгие годы, они начнут вкладывать в город деньги. И только потом — после того, как будут видны первые серьезные результаты — мы можем ожидать иностранных инвестиций.

А мы — все собираем совещания, учим непонятно чему и без того занятых чиновников и заявляем на весь мир, что к нам вот-вот приедет миллион туристов…

комментария 2

  1. Антон 28.01.2013 at 00:03 Reply

    Ирина, с общей (большой) стратегии развития Запорожья сейчас начинать никак нельзя. Все выгоды и бонусы от этого достанутся «им», а все шишки и проблемы — «нам», так сказать… Власть, общество, приоритеты, бюджет — все ведь перекошено в одну сторону. Зачем? Подождите пару лет еще со стратегией для Запорожья. Хотя бы до 2015-го. Может, баланс какой-то наступит. Да и потом. Пусть немного потренируется город — «на кошках».

    • Ирина Лех 28.01.2013 at 18:41 Reply

      Согласна. Поэтому я туда и не иду сейчас… Просто эмоции захлестнули — вот и написала 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.